К 300-ию Свя­ти­теля Ге­ор­гия Ко­нис­ского

13 мая 2017 г.

ЖИТИЕ

Свя­ти­тель Ге­ор­гий (Ко­нис­ский)[1], ар­хи­епи­скоп Мо­гилёв­ский, в ми­ру Ко­нис­ский Гри­го­рий Оси­по­вич, ро­дил­ся 20 но­яб­ря 1717 го­да[2] в го­ро­де Нежине (ныне Чер­ни­гов­ской обл.) в се­мье со­тен­но­го уряд­ни­ка, из за­пад­но­рус­ско­го дво­рян­ско­го ро­да.

В 1728–1743 гг. обу­чал­ся в Ки­е­во-Мо­ги­лян­ской ака­де­мии, в со­вер­шен­стве овла­дел ла­тин­ским, поль­ским, гре­че­ским, древ­не­ев­рей­ским и немец­ким язы­ка­ми, фило­со­фию слу­шал у ар­хим. Силь­ве­ст­ра (Ку­ляб­ки).

11 ав­гу­ста 1744 г. при­нял мо­на­ше­ство, по­стриг в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре со­вер­шил со­бор свя­щен­но­слу­жи­те­лей во гла­ве с Ки­ев­ским митр. Ра­фа­и­лом (За­бо­ров­ским).

С 1745 го­да – пре­по­да­ва­тель по­э­ти­ки (тео­рии сти­хо­сло­же­ния) в Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии.

В 1747 г. ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка, с то­го же го­да – про­фес­сор фило­со­фии и пре­фект.

В 1750 го­ду со­ста­вил ин­струк­цию «О по­ряд­ке пре­по­да­ва­ния пред­ме­тов во всех кла­сах...». По­ощ­рял за­ня­тия му­зы­кой и жи­во­пи­сью, раз­ра­бо­тал про­грам­мы ря­да ака­де­ми­че­ских кур­сов.

С 1751 г. – про­фес­сор бо­го­сло­вия, на­сто­я­тель Ки­ев­ско­го Брат­ско­го Бо­го­яв­лен­ско­го муж­ско­го мо­на­сты­ря, член Ки­ев­ской ду­хов­ной кон­си­сто­рии.

В 1752 го­ду на­зна­чен рек­то­ром ака­де­мии и воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та.

В 1754 г. умер Мо­гилёв­ский еп. Иеро­ним (Вол­чан­ский), воз­глав­ляв­ший един­ствен­ную пра­во­слав­ную епар­хию на тер­ри­то­рии Ре­чи Поспо­ли­той. На­зна­че­нию но­во­го пра­во­слав­но­го епи­ско­па пред­ше­ство­ва­ли ак­тив­ные по­пыт­ки ка­то­ли­че­ской пар­тии при под­держ­ке па­пы Рим­ско­го Бе­не­дик­та XIV пе­ре­ве­сти епар­хию в унию.

20 ав­гу­ста 1755 г. со­сто­я­лась хи­ро­то­ния ар­хим. Ге­ор­гия (Ко­нис­ско­го) во епи­ско­па Мо­гилёв­ско­го. Хи­ро­то­нию в Со­фий­ском со­бо­ре в Ки­е­ве со­вер­ши­ли Ки­ев­ский митр. Ти­мо­фей (Щер­бац­кий), Чер­ни­гов­ский еп. Ирак­лий (Ко­ма­ров­ский) и Пе­ре­я­с­лав­ский еп. Иоанн (Коз­ло­вич). Ко­роль Ре­чи Поспо­ли­той Ав­густ III, ис­пол­няя од­но из усло­вий «Веч­но­го ми­ра» 1686 г., га­ран­ти­ро­вав­шее за­щи­ту прав пра­во­слав­ных, санк­ци­о­ни­ро­вал на­зна­че­ние но­во­го епи­ско­па де­кре­том от 3 июня 1755 г.

Воз­рож­де­ние цер­ков­ной жиз­ни епар­хии вл. Ге­ор­гий на­чал с ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го вос­пи­та­ния и про­све­ще­ния ду­хо­вен­ства и паст­вы. В 1757 г. при ар­хи­ерей­ском до­ме бы­ла от­кры­та ти­по­гра­фия, здесь, в част­но­сти, бы­ли из­да­ны неко­то­рые тру­ды Нов­го­род­ско­го ар­хи­еп. Фе­о­фа­на (Про­ко­по­ви­ча): «Ка­те­хи­зис» (1757; со­кра­щен­ный ва­ри­ант с до­пол­не­ни­я­ми еп. Ге­ор­гия разо­слан при­ход­ским свя­щен­ни­кам), «De arte poetica» (1786) и др. В Мо­гилё­ве бы­ли от­кры­ты школь­ные клас­сы, в 1759 г. – ду­хов­ная се­ми­на­рия при Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре. От­ста­и­вая пра­во на об­ра­зо­ва­ние для всех сло­ев на­се­ле­ния, еп. Ге­ор­гий так­же от­крыл шко­лы в Бы­хо­ве, Го­ме­ле, Мсти­слав­ле, Ор­ше, Ро­га­чё­ве и др. Для по­пол­не­ния со­ста­ва ду­хо­вен­ства хо­да­тай­ство­вал пе­ред Свя­тей­шим Си­но­дом о раз­ре­ше­нии ру­ко­по­ла­гать рус­ских под­дан­ных укра­ин­ско­го про­ис­хож­де­ния или из по­гра­нич­ной Смо­лен­ской про­вин­ции, хо­да­тай­ство бы­ло удо­вле­тво­ре­но имен­ным им­пе­ра­тор­ским ука­зом от 25 ян­ва­ря 1758 г. Од­новре­мен­но свя­ти­тель за­бо­тил­ся о стро­и­тель­стве: при нем был освя­щен ка­фед­раль­ный Пре­об­ра­жен­ский со­бор в мо­гилёв­ском Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре (1762), со­ору­же­ны зда­ния кон­си­сто­рии и ду­хов­ной се­ми­на­рии, ряд хра­мов. При стро­и­тель­стве но­во­го ар­хи­ерей­ско­го до­ма ста­рый дом с зем­лей был пе­ре­дан лю­те­ра­нам. По ини­ци­а­ти­ве еп. Ге­ор­гия бы­ла при­ве­де­на в по­ря­док епар­хи­аль­ная до­ку­мен­та­ция, сфор­ми­ро­ван ар­хив.

За­щи­щая пра­ва пра­во­слав­ных, свя­ти­тель неод­но­крат­но об­ра­щал­ся за по­мо­щью в Свя­тей­ший Си­нод и рос­сий­скую Кол­ле­гию ино­стран­ных дел, со­би­рал древ­ние ко­ролев­ские гра­мо­ты, со­ста­вил ре­естр хра­мов, ото­бран­ных у пра­во­слав­ных. На ба­зе этих ма­те­ри­а­лов из­дал спра­воч­ную кни­гу «Пра­ва и воль­но­сти ис­по­ве­ду­ю­щих гре­ко-во­сточ­ную ве­ру в Поль­ше и Лит­ве» (Вар­ша­ва, 1767; на польск. язы­ке). Цен­ность кни­ги бы­ла от­ме­че­на Свя­тей­шим Си­но­дом, впо­след­ствии до­ку­мен­ты из «Ар­хи­ва Ко­нис­ско­го» ис­поль­зо­ва­лись пра­во­слав­ны­ми в тяж­бах с уни­а­та­ми и ка­то­ли­ка­ми. Свя­ти­тель мно­го про­по­ве­до­вал, в сво­их про­по­ве­дях он не оста­нав­ли­вал­ся и пе­ред опас­ны­ми во­про­са­ми о со­ци­аль­ном нера­вен­стве и осо­бен­но об от­но­ше­ни­ях меж­ду по­ме­щи­ка­ми и кре­пост­ны­ми. Он об­ли­чал ино­вер­цев: ка­то­ли­ков, ев­ре­ев и ма­го­ме­тан, а так­же ма­со­нов, «пре­муд­ро­стию Со­ло­мо­но­вою хва­ля­щих­ся». По­до­зри­тель­ной ка­за­лась ему та­ин­ствен­ность ма­сон­ства – это­го «про­све­ще­ния, во тьме де­е­мо­го».

В 1759 и 1760 гг. на его жизнь бы­ли со­вер­ше­ны по­ку­ше­ния.

В 1762 го­ду еп. Ге­ор­гий был при­гла­шен на ко­ро­на­цию имп. Ека­те­ри­ны II в Моск­ву, 29 сен­тяб­ря про­из­нес речь, в ко­то­рой вы­ра­зил тре­во­гу за судь­бу пра­во­слав­ных в Поль­ше. Речь ста­ла ма­ни­фе­стом по­ли­ти­че­ской ло­яль­но­сти за­пад­но­рус­ско­го ду­хо­вен­ства к рос­сий­ско­му пра­ви­тель­ству. Из Моск­вы свя­ти­тель вме­сте с имп. дво­ром пе­ре­ехал в Санкт-Пе­тер­бург, где жил до 1765 г. Си­нод пред­став­лял его на Псков­скую ка­фед­ру, но Ека­те­ри­на II от­ве­ти­ла, что «Ге­ор­гий ну­жен в Поль­ше». Свя­ти­тель спо­соб­ство­вал оформ­ле­нию но­во­го кур­са рос­сий­ской ди­пло­ма­тии в Ре­чи Поспо­ли­той, по­дав в 1763 г. от име­ни всех пра­во­слав­ных Поль­ши че­ло­бит­ную им­пе­ра­три­це. Ле­том 1765 г. по­ехал в Вар­ша­ву для пред­став­ле­ния но­во­му ко­ро­лю Ста­ни­сла­ву Ав­гу­сту По­ня­тов­ско­му, 27 июля про­из­нес речь о тя­же­лом по­ло­же­нии пра­во­слав­ных и всех нека­то­ли­ков-«дис­си­ден­тов» (она бы­ла пе­ре­ве­де­на на ряд ев­ро­пей­ских язы­ков как об­ра­зец за­щи­ты ве­ро­тер­пи­мо­сти). Поз­же по­дал ко­ро­лю «Ме­мо­ри­ал об оби­дах пра­во­слав­ным» из 20 пунк­тов. При­ни­мал уча­стие в за­се­да­ни­ях сей­мов, раз­ра­ба­ты­вал ста­тьи о по­ло­же­нии пра­во­слав­ных, спо­соб­ство­вал со­зда­нию «Веч­но­го трак­та­та», под­пи­сан­но­го 13 фев­ра­ля 1768 г. и да­ро­вав­ше­го пра­во­слав­ным пра­ва, рав­ные с ка­то­ли­ка­ми. Од­новре­мен­но, ис­пы­ты­вая дав­ле­ние со сто­ро­ны ка­то­ли­че­ской пар­тии и не рас­счи­ты­вая на под­держ­ку ко­ро­ля, участ­во­вал в ра­бо­те «дис­си­дент­ских» кон­фе­де­ра­ций, в част­но­сти Слуц­кой 1767 г. В 1768 г. стал чле­ном сме­шан­но­го су­да для раз­би­ра­тель­ства ре­ли­ги­оз­ных спо­ров меж­ду ка­то­ли­ка­ми и «дис­си­ден­та­ми», по­кро­ви­тель­ства у свя­ти­те­ля ис­ка­ли про­те­стан­ты.

В 1768 г. пе­ре­ехал в Смо­ленск, от­ку­да про­дол­жал ру­ко­во­дить паст­вой, по­сы­лая пись­ма и на­став­ле­ния. В со­ав­тор­стве со Смо­лен­ским еп. Пар­фе­ни­ем (Соп­ков­ским) со­ста­вил по­со­бие по во­про­сам ка­но­ни­че­ско­го пра­ва, ли­тур­ги­ки, про­по­ве­ди и пас­тыр­ско­го бо­го­сло­вия «О долж­но­стях пре­сви­те­ров при­ход­ских» (СПб., 1776; пе­ре­ве­де­но на англ. язык).

Еп. Ге­ор­гий при­вет­ство­вал пер­вый раз­дел Поль­ши 1772 г., упо­до­бив его биб­лей­ско­му осво­бож­де­нию от еги­пет­ско­го раб­ства. Юж­ные из при­со­еди­нен­ных к Рос­сии тер­ри­то­рий (со­ста­вив­шие Мо­гилёв­скую, Ор­шан­скую, Мсти­слав­скую и Ро­га­чёв­скую про­вин­ции) бы­ли объ­еди­не­ны в Мо­гилёв­скую, Мсти­слав­скую и Ор­шан­скую епар­хию, ко­то­рую и воз­гла­вил свя­ти­тель (с 10 ян­ва­ря 1795 по­сле рас­ши­ре­ния епар­хии стал име­но­вать­ся Мо­гилёв­ским и По­лоц­ким).

Вер­нув­шись в Мо­гилёв, он вы­сту­пил за немед­лен­ное мас­со­вое воз­вра­ще­ние уни­а­тов в Пра­во­сла­вие, рас­сы­лал по­сла­ния с при­зы­вом к это­му по всей Бе­ло­рус­сии. Был од­ним из ини­ци­а­то­ров им­пе­ра­тор­ско­го ре­скрип­та от 2 июля 1780 г., раз­ре­шав­ше­го на­зна­чать пра­восл. свя­щен­ни­ков на осво­бо­див­ши­е­ся уни­ат­ские при­хо­ды. В 1781–1783 гг. в Бе­ло­рус­сии в ло­но пра­во­слав­ной церк­ви воз­вра­ти­лись 112 578 чел. Еп. Ге­ор­гий по­сы­лал ду­хо­вен­ству уве­ща­тель­ные гра­мо­ты о за­пре­ще­нии об­ли­ва­тель­но­го кре­ще­ния (1783), небреж­но­го ис­пол­не­ния та­ин­ства ис­по­ве­ди (1789). Пред­при­нял ряд мер по укреп­ле­нию ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния ка­фед­ры, вел боль­шое стро­и­тель­ство. В мае 1780 г. в Мо­гилё­ве при­вет­ство­вал имп. Ека­те­ри­ну II и австр. имп. Иоси­фа II, в па­мять об ис­то­ри­че­ской встре­че со­сто­я­лась за­клад­ка со­бо­ра во имя св. Иоси­фа Об­руч­ни­ка.

22 сен­тяб­ря 1783 г. был воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па и на­зна­чен чле­ном Си­но­да.

Од­новре­мен­но свя­ти­тель про­дол­жал по­мо­гать пра­во­слав­ным, остав­шим­ся на тер­ри­то­рии Поль­ши, по­ру­чил игум. Вик­то­ру (Сад­ков­ско­му) пред­став­лять се­бя в сей­ме. Ста­ра­ни­я­ми свя­ти­те­ля Ге­ор­гия 27 мар­та 1785 г. на тер­ри­то­рии Поль­ши бы­ла вос­ста­нов­ле­на Пе­ре­я­с­лав­ская епар­хия в юрис­дик­ции Рус­ской Церк­ви, ка­фед­ру воз­гла­вил еп. Вик­тор (Сад­ков­ский). Ар­хи­еп. Ге­ор­гий со­ста­вил для него ре­ко­мен­да­ции по управ­ле­нию епар­хи­ей. В го­ды го­не­ний на пра­во­сла­вие в Поль­ше (1789–1792) свя­ти­тель под­дер­жи­вал тес­ную связь с Вар­ша­вой, ин­фор­ми­ро­вал Си­нод о про­ис­хо­дя­щих со­бы­ти­ях.

Со­брал за свою жизнь бо­га­тей­шую биб­лио­те­ку (1269 книг, 241 ру­ко­пись), от­крыл несколь­ко гос­пи­та­лей, стран­но­при­им­ниц, бо­га­де­лен и др. За­вел обы­чай раз­да­вать по суб­бо­там в хра­мах день­ги ни­щим, ка­ле­кам, вдо­вам и си­ро­там. Пе­ред кон­чи­ной со­ста­вил за­ве­ща­ние, в ко­то­ром про­явил за­бо­ту о бо­го­слу­же­ни­ях, мо­на­ше­стве, се­ми­на­рии, пастве, кли­ре, оста­вил сред­ства для раз­да­чи ми­ло­сты­ни в хра­мах Мо­гилё­ва.

Скон­чал­ся 13 фев­ра­ля 1795 го­да[3] в г. Мо­гилё­ве. По­гре­бен в при­де­ле во имя вмц. Вар­ва­ры Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра в Мо­гилё­ве. Над мо­ги­лой бы­ла при­би­та мед­ная дос­ка с над­пи­сью, со­став­лен­ной са­мим прео­свя­щен­ным:

Ко­лы­бель Нежин, Ки­ев мой учи­тель,
Я в трид­цать во­семь лет сде­лал­ся свя­ти­тель.
Сем­на­дцать лет бо­рол­ся я с вол­ка­ми.
А два­дцать два, как Пас­тырь, от­дох­нул с ов­ца­ми.
За пре­тер­пен­ные тру­ды и непо­го­ду,
Ар­хи­епи­ско­пом и Чле­ном стал Си­но­ду,
Ге­ор­гий име­нем, я из Ко­нис­ских до­му,
Ко­ню по­до­бен бы­вал поч­то­во­му.
Се­го тут пад­ла за­крыл греш­ны ко­сти.
Год сед­ми­со­тый пя­тый де­вя­но­стый.

Гроб­ни­ца вскры­ва­лась в 1812 г. фран­цу­за­ми и в 1875 г. во вре­мя ре­мон­та хра­ма, те­ло со­хра­ни­лось нетлен­ным. К 2005 г. со­бор был уни­что­жен, мо­ги­ла уте­ря­на.

По­чи­та­ние свя­ти­те­ля на­ча­лось по­чти сра­зу по­сле кон­чи­ны: у гроб­ни­цы в со­бо­ре слу­жи­лись па­ни­хи­ды, мо­леб­ны. 5–6 ав­гу­ста 1993 г. в Мо­гилё­ве со­сто­я­лось про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Ге­ор­гия в ли­ке мест­но­чти­мых свя­тых. Тор­же­ство воз­гла­вил пат­ри­ар­ший эк­зарх всея Бе­ла­ру­си Мин­ский митр. Фила­рет (Ва­х­ро­ме­ев). В 1993 г. бы­ло со­став­ле­но жи­тие, в 1995 г. – ака­фист свя­ти­те­лю. Ему по­свя­ще­ны хра­мы в Мо­гилё­ве и Слуц­ке.

 

Категория: